Организация предпрофильной подготовки
в 2010-2011 учебном году

В силу того, что период «проектирования будущего» наступает в возрасте около 14 лет, а единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование, важно вывести обучающегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных.

Это тем более важно, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому очень важно, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Цель предпрофильной подготовки: создание в образовательном пространстве школы условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих обучающимся совершить выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Задача: формирование способностей принимать решение о выборе дальнейшего образования.

Для реализации предпрофильной подготовки составлен план мероприятий по реализации предпрофильной подготовки обучающихся в 2010-2011 учебном году, включающий следующие направления:

1. Организация работы по предпрофильной подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования в рамках федерального компонента изучаются следующие предметы:

    1. «Русский язык»;
    2. «Литература»;
    3. «Иностранный язык» (немецкий, английский);
    4. «Математика»;
    5. «Информатика и ИКТ»;
    6. «История» (история России, всеобщая история);
    7. «Обществознание»;
    8. «География»;
    9. «Природоведение»;
    10. «Физика»;
    11. «Химия»;
    12. «Биология»;
    13. «Искусство» (музыка, ИЗО);
    14. «Технология»;
    15. «Физическая культура»;
    16. «Основы безопасности жизнедеятельности».

Компонент образовательного учреждения ступени основного общего образования обеспечивает изучение учебных предметов, проведение групповых и индивидуальных занятий. В 8, 9 классах вводится учебный предмет "Черчение» (1 час в неделю).

В 8 классах групповые занятия направлены на создание особого образовательного пространства, в котором обучающиеся приобретают опыт постановки образовательной цели, планирования и проектирования успешного результата, овладевают методами самоанализа и самоуправления: «Познай себя», «Я - маленький исследователь».

В 9 классах групповые занятия направлены на создание особого образовательного пространства (курсы по выбору), способствующего профессиональному самоопределению обучающихся:

  • "Решение задач повышенной трудности";
  • "Проектная деятельность";
  • "Основы художественного проектирования";
  • «Образование и мое будущее» (семинар).

2. Психолого-педагогическое сопровождение.

Выбор формы дальнейшего обучения (в том числе его профиля), решение о трудоустройстве является для девятиклассников одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода. Даже при условии, что умение выбирать должно быть сформировано у учащихся до девятого класса, эта задача может явиться серьезным стрессом для подростков. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение (ППС) является неотъемлемой частью предпрофильной подготовки.

Психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить обучающемуся: возможность грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию, проанализировать свои действия по совершению выбора, воспользоваться в полной мере той информацией и теми шансами, которые предоставляет предпрофильная подготовка, и, кроме того, обеспечить более комфортные условия, «дружественную среду» при прохождении предпрофильной подготовки.

Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном для всех направлений предпрофильной подготовки. Именно эта составляющая предпрофильной подготовки позволяет обучающемуся проанализировать свои мотивы, определяющие выбор того или иного предпрофильного курса, свою оценку пройденного курса, свои дальнейшие намерения, в том числе опираясь на информацию, полученную в рамках работы по информированию обучающихся в рамках предпрофильной подготовки.

ППС предпрофильной подготовки непосредственно выводит обучающегося на достижение результатов предпрофильной подготовки в целом, опираясь на тот опыт и ту информацию, которые обучающийся получил благодаря другим составляющим процесса предпрофильной подготовки.

Содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки.

    Основное (обязательное) содержание.

    Основное содержание ППС предпрофильной подготовки составляют специально организованные процессы:

    • рефлексии и анализа обучающимся своих мотивов и полученного в рамках предпрофильной подготовки опыта;
    • предъявления обучающимся и обсуждения значимых для него результатов деятельности по проектированию будущей образовательной траектории (в частности, своего выбора).

    Дополнительное (необязательное) содержание.

    Потребность в расширении содержания ППС предпрофильной подготовки возникает ситуативно и бывает связана с выявлением проблемы обучающегося, имеющей педагогический или психологический характер.

    Дополнительное содержание ППС предпрофильной подготовки составляют:

    • психологические тренинги, решающие психологические проблемы, выявленные у некоторого количества обучающихся (например, проблема заниженной самооценки, проблема адаптации к новому окружению в группе сменного состава и т.п.);
    • тренинги, позволяющие заложить основу не сформированного у обучающегося ранее способа деятельности (например, анализа, прогнозирования и т.п.);
    • консультации психолога.

3. Ведение папки индивидуальных учебных достижения «портфолио».

Каждый «портфолио» носит именной характер и находится на руках у обучающихся. Ответственность за заполнение «портфолио» возлагается на классного руководителя, который отвечает за объективность и достоверность сведений, записанных в него.

«Портфолио» призван отражать работу ученика по процессу предпрофильного образования. Преимущество ведения обучающимися «портфолио» - поддерживает высокую мотивацию к учению у тех детей, кто ей обладает; поощряет возможность самообучения у тех детей, кто может это делать; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

На ступени среднего (полного) общего образования осуществляется универсальное (непрофильное) обучение, которое обеспечивает функциональную грамотность, социальную адаптацию обучающихся и содействует их общественному и гражданскому самоопределению.

Компонент образовательного учреждения предусматривает проведение элективных курсов, организацию проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Элективные курсы – предметы по выбору обучающихся направлены на развитие содержания одного из базовых учебных предметов и дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена: "Слово. Образ. Смысл", «Замечательные неравенства».

Учебные практики: "Оформление документов в программе «Microsoft Office Word" (10 класс), "Оформление документов в программе «Microsoft Office Excel" (11 класс), «Практикум по химии» (10, 11 класс), «Практикум по физике» (10, 11 класс).

Учебные исследования: "Рациональные уравнения, неравенства и системы" (11 класс), "Проблемы конституционного права Российской Федерации" (10, 11 класс), "Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций" (10,11 класс), «Страноведение» (11 класс).

Индивидуальные занятия по предметам для обучающихся, нуждающихся в поддержке по медицинским и социальным показаниям (обучающиеся, имеющие перерывы в обучении по болезни, обучающиеся с ослабленным здоровьем, обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях); обучающихся, проявивших успехи в изучении предмета; для подготовки к городским конференциям, олимпиадам; для развития индивидуальных особенностей и интересов.

Для успешной адаптации обучающихся 10 классов на старшей ступени обучения в школе проводится курс «Введение в 10 класс». Данный курс позволяет формировать у обучающихся навыки целеполагания, планирования этапов собственной жизни, самоконтроля и самооценки; позволяет построить индивидуальную траекторию обучения; организовать психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации.