Технология создание программы проверки орфографической грамотности учеников средствами электронных таблиц Microsoft Excel.

Обоснование актуальности темы работы.

Из разговора с учителями я узнала, что они испытывают затруднения при различных контрольных, диктантах, срезах знаний, различных проверочных работ, особенно диктантов. Диктовка текста занимает 50% времени от всего урока и требует больших усилий учителя.

В этом диктанте содержится 1432 буквы, а проверить правильность написания нужно только у 45!!! Что составляет менее 3,2% от общего количества букв.

Ещё больше времени уходит на проверку тетрадей. Нельзя ли избавить от этих забот учителя, а высвободившееся время использовать в образовательных целях, тем самым повысить коэффициент полезного действия урока?

Цель работы:

Описать технологию создания программы, которая взяла бы на себя все трудности учителя и ученика в написании и проверке диктанта.

Объекты исследования:

  1. Способ написания и проверки диктантов.

Предметы исследования:
    1. Возможности электронных таблиц Microsoft Excel.
    2. Способы реализации поставленных задач.

Гипотеза:

  1. Моя работа позволит человеку, знакомому с Excel, создать подобную программу.
  2. Моя работа позволит учителю снять с себя необходимость проведения и проверки диктантов.
  3. Моя работа позволит ученику работать в удобном темпе и проводить проверку своих знаний в необходимой мере.
Содержание

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

Опрос.
Учителя русского языка (и их ученики) мне рассказывали о трудностях сопутствующих диктантам.

Наблюдения.
Я вспомнила себя в 6-7 классе. Мы писали диктант. Время от времени какой-нибудь ученик просил учителя – «Подождите!», или «Я не успеваю, подождите!». Всегда приходилось ждать, пока кто–то допишет, после чего мы продолжали писать. А к шестому уроку голос учителя был уже не такой отчетливый и громкий, и многие переспрашивали по нескольку раз. Да что и говорить, мы до сих пор переспрашиваем, просим подождать, и после длительной диктовки материала делаем «зарядку для пальцев».

Рефлексия.
Четкое разбиение хода работы на последовательность элементов действий.

Поиск и отбор информации.
Я подобрала литературу, содержащую диктанты и литературу, описывающую возможности Excel.

Задачи.

    1. Составить план работы.
    2. Составить сценарий программы.
    3. Оформить лист.
    4. Составить программу в Excel.
    5. Обкатать программу и навести красоту.
    6. Описать технологию создания программы.

Ход работы.
  1. Набран текст диктанта (каждый знак текста – ячейка).
  2. Проведено условное форматирование в ячейках с пропущенными буквами. Красный цвет означал ошибку, а зеленый правильный вариант.
  3. Выделены цветом слова, для того чтобы их отчетливо различать.
  4. Создана звукозапись каждого предложения и внедрена в программу перед соответствующим предложением. Воспроизведенная учеником звукозапись позволяет ему понять предложение, если возникают трудности понимания при его чтении.
  5. Каждое предложение начинается с новой строчки.
  6. Каждому предложению предшествует звукозапись.
  7. Изменен цвет заливки ячеек.
  8. Защищен лист от несанкционированного доступа.
  9. Разрешен доступ в ячейки с пропущенными буквами.
  10. Придан файлу атрибут «только чтение», для невозможности сохранения внесенных изменений.
  11. Наведена красота для лучшего восприятия.
Обобщение и систематизация.
1. Создана и проверена программа-диктант.
2. Описана технология ее создания.

Сравнение и анализ.
Подтвердились гипотезы под номерами 2 и 3.

Выводы.

  1. Получившаяся программа превратила проведение диктанта в удовольствие.
  2. Программа красива, проста и удобна в обращении.
  3. Применение программы уменьшает время, затрачиваемое на диктовку и проверку.
  4. Применение программы создаёт условия психологического комфорта ученику.

Примечания:
  1. Этот диктант проводился в школе №21.
  2. Фрагмент диктанта можно скачать, щёлкнув здесь (11.9 Мб).
  3. Здесь можно записаться на дистанционные курсы.

Используемая литература.

  • «Основы работы с Microsoft Excel» Карачи А.Ю., Ишмуратов Р.К.