Обоснование актуальности темы работы.
Из разговора с учителями я узнала, что они испытывают затруднения при различных контрольных, диктантах, срезах знаний, различных проверочных работ, особенно диктантов. Диктовка текста занимает 50% времени от всего урока и требует больших усилий учителя.
В этом диктанте содержится 1432 буквы, а проверить правильность написания нужно только у 45!!! Что составляет менее 3,2% от общего количества букв.
Ещё больше времени уходит на проверку тетрадей. Нельзя ли избавить от этих забот учителя, а высвободившееся время использовать в образовательных целях, тем самым повысить коэффициент полезного действия урока?
Цель работы:
Описать технологию создания программы, которая взяла бы на себя все трудности учителя и ученика в написании и проверке диктанта.
Объекты исследования:
- Способ написания и проверки диктантов.
Предметы исследования:
1. Возможности электронных таблиц Microsoft Excel.
2. Способы реализации поставленных задач.
Гипотеза:
- Моя работа позволит человеку, знакомому с Excel, создать подобную программу.
- Моя работа позволит учителю снять с себя необходимость проведения и проверки диктантов.
- Моя работа позволит ученику работать в удобном темпе и проводить проверку своих знаний в необходимой мере.
Содержание
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
Опрос.
Учителя русского языка (и их ученики) мне рассказывали о трудностях сопутствующих диктантам.
Наблюдения.
Я вспомнила себя в 6-7 классе. Мы писали диктант. Время от времени какой-нибудь ученик просил учителя – «Подождите!», или «Я не успеваю, подождите!». Всегда приходилось ждать, пока кто–то допишет, после чего мы продолжали писать. А к шестому уроку голос учителя был уже не такой отчетливый и громкий, и многие переспрашивали по нескольку раз. Да что и говорить, мы до сих пор переспрашиваем, просим подождать, и после длительной диктовки материала делаем «зарядку для пальцев».
Рефлексия.
Четкое разбиение хода работы на последовательность элементов действий.
Поиск и отбор информации.
Я подобрала литературу, содержащую диктанты и литературу, описывающую возможности Excel.
Задачи.
1. Составить план работы.
2. Составить сценарий программы.
3. Оформить лист.
4. Составить программу в Excel.
5. Обкатать программу и навести красоту.
6. Описать технологию создания программы.
Ход работы.
- Набран текст диктанта (каждый знак текста – ячейка).
- Проведено условное форматирование в ячейках с пропущенными буквами. Красный цвет означал ошибку, а зеленый правильный вариант.
- Выделены цветом слова, для того чтобы их отчетливо различать.
- Создана звукозапись каждого предложения и внедрена в программу перед соответствующим предложением. Воспроизведенная учеником звукозапись позволяет ему понять предложение, если возникают трудности понимания при его чтении.
- Каждое предложение начинается с новой строчки.
- Каждому предложению предшествует звукозапись.
- Изменен цвет заливки ячеек.
- Защищен лист от несанкционированного доступа.
- Разрешен доступ в ячейки с пропущенными буквами.
- Придан файлу атрибут «только чтение», для невозможности сохранения внесенных изменений.
- Наведена красота для лучшего восприятия.
Обобщение и систематизация.
1. Создана и проверена программа-диктант.
2. Описана технология ее создания.
Сравнение и анализ.
Подтвердились гипотезы под номерами 2 и 3.
Выводы.
- Получившаяся программа превратила проведение диктанта в удовольствие.
- Программа красива, проста и удобна в обращении.
- Применение программы уменьшает время, затрачиваемое на диктовку и проверку.
- Применение программы создаёт условия психологического комфорта ученику.
Примечания:
- Этот диктант проводился в школе №21.
- Фрагмент диктанта можно
скачать, щёлкнув здесь (11.9 Мб).
- Здесь можно записаться на дистанционные курсы.
Используемая литература.
- «Основы работы с Microsoft Excel» Карачи А.Ю., Ишмуратов Р.К.