Музей Марии Тюссо: вчера, сегодня, завтра.

1. Введение.

В своей исследовательской работе я хочу рассмотреть тему "Музей мадам Тюссо". Это не случайно.
Мой дядя несколько лет назад вместе со своими коллегами по работе ездил в Англию в командировку, а работает он на шахте "Распадская". Пока они были в городе Лондоне, то посещали музеи, выставки, галереи и многое другое. И вот среди таких мест и был музей Марии Тюссо, в котором представлено огромное количество фигур великих людей прошлого и настоящего, фрагменты событий из их жизни и жизни человечества, которые оставили след в истории.

При посещении музея восковых фигур мой дядя сфотографировался рядом с фигурой Арнольда Шварценеггера, знаменитого актера, а сегодня и политика Америки. Также на память об этой экскурсии привез проспект.
Рассматривая фотографии в проспекте, слушая рассказ дяди, я не один раз удивлялась, до чего же красиво и очень похоже смогла эта женщина изобразить людей, которые и сидят, и стоят, и запечатлены в самых разных позах. Тогда то я и захотела впервые узнать побольше о музее, который основала Мария Тюссо и, конечно же, про неё саму. Я поставила перед собой цель познакомиться с историей создания музея восковых фигур. Проблема, которую я хотела бы рассмотреть - неиссякаемый интерес человечества к фигурам героев музея Марии Тюссо и в наши дни.
Объектом моего исследования является музей Марии Тюссо, а предметом исследования - восковые фигуры.
В начале своей исследовательской работы я поставила перед собой следующие задачи:

    1) Найти и собрать материал о музее мадам Тюссо.
    2) Изучить историю появления музея.
    3) Выявить особенности музея.
    4) Понять значение музея в наши дни.
    5) Сформулировать вывод из данной работе.

2. Музей Марии Тюссо: вчера, сегодня, завтра.

Свою исследовательскую работу я начала со сбора материала о музее мадам Марии Тюссо. Из найденной литературы я узнала очень много интересного о самой мадам Тюссо и ее творениях.

2.1. История появления музея.

Тюссо Анна Мария, урожденная Гросхольц, скульптор и основательница Музея восковых фигур в Лондоне родилась 7 декабря 1761 года в Страсбурге, в немецкой семье, но предпочитала жить в Берне, Париже и в Англии и считала себя швейцаркой.
Ее отец умер до рождения девочки. После смерти отца её мать снова вышла замуж, и девушку стали звать Мари Саверни. Овдовев вторично, матушка нашла себе работу экономки в доме Филиппа Кюрте, специалиста по гипсово-восковым изделиям.
Первый кабинет восковых фигур появился в Париже, когда доктор Кюрте сделал из своей частной коллекции маленький музей.
Поздней осенью 1776 года во многих местах Парижа можно было увидеть большие афиши, выполненные от руки, гласившие:

    "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюрте!"
    "Потрясающая выставка!"
    "Все фигуры как живые:
      - бал в Версале!
      - cмерть Клеопатры!
      - знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие"
Успех этого шоу превзошел все ожидания. Люди выстраивались в огромные очереди перед кассой. А в кассе сидела Мари Гросхольтц, которая в последствии стала известна миру как мадам Тюссо.
Кюрте, обнаружив у Мари художественные способности, взял её в подмастерья. Талантливая ученица проявила себя не только в создании схожих с оригиналом восковых изображений, но и придумала наряжать вылепленные фигуры реальных людей в соответствующие костюмы.
Так и появилась галерея Кюрте, слух о которой дошёл до королевского двора, и Людовику XIV были представлены восковые портреты монарха и придворных. Король был восхищён собственным портретом и для большего сходства пожертвовал авторам свой мундир и один из орденов.
В последствии Мари Гросхольтц со своей матерью переехали в дом своего дяди (брата матери) М.Курциуса, который ее удочерил. Врач по профессии, М.Курциус был известен как создатель миниатюрных портретов из воска и эмали. Вместе со своей сестрой и племянницей он перебрался в Париж, где и открыл мастерскую.
Анна Мария, имеющая блестящие способности к созданию жизнеподобных восковых скульптурных портретов уже в 18 лет стала обучать этому искусству принцессу Елизавету, сестру Людовика XVI. После смерти дяди она унаследовала его дело и вскоре в 1795 вышла замуж за Франсуа Тюссо, королевского гравёра. Под этим именем мадам и вошла в историю. После заключения Амьенского мира в 1802 году она вместе с мужем отправилась в Англию, чтобы показать там свои работы, и больше не возвращалась во Францию. Семейство долгих 30 лет кочевало по Британскими островам, демонстрируя коллекцию, которая постоянно расширялась и улучшалась.
В возрасте 74 лет она вернулась в Лондон, накопив достаточно денег, чтобы осесть в столице и открыть в 1835 году ставший знаменитым Музей, который пополнил ряд достопримечательностей города. Первые полвека Музей располагался на Бейкер-стрит, а экспозиция состояла из трёх десятков фигур, которые "жили" не более двух лет. Только после смерти мадам в 1850 году её сыновья открыли способ закрепления воска, что позволило постоянно расширять коллекцию и значительно продлить срок жизни экспонатов.

2.2. Особенности музея мадам Тюссо.

Мадам Тюссо изготавливала полнофигурные изображения людей, отличавшиеся удивительным сходством с оригиналами. Она использовала имитирующее цвет кожи тонирование, накладные волосы, вставные стеклянные глаза, костюмы. Среди наиболее известных работ - фигуры Бенджамина Франклина, Вольтера, ее автопортрет в возрасте 81 года, головы мертвых, выставленные в "комнате ужасов" Музея восковых фигур в Лондоне и многое другое.
В музее восковых фигур мадам Тюссо посетителей ожидает встреча не только с членами королевской семьи, со звёздами поп-музыки, но и печально прославившимися личностями, а в комнате Ужасов - с палачами, расправляющимися со своими жертвами. Основательница музея, урожденная Мари Гросхольц, в своей жизни часто сталкивалась со смертью. В Музее представлена действующая модель гильотины с восковыми осуждёнными. Лидеры французской революции поручили ей сделать маски с лиц жертв гильотины.
В начале 19 века, к моменту ее смерти в 1850 году (она умерла в возрасте 89 лет) ее работы были уже известны. В 1884 году ее внук, Джозеф Рэндал Тюссо, поместил фигуры в музее недалеко от Бейкер-стрит. Бейкер Стрит - улица героя романов Конан Дойля, Шерлока Холмса,- пролегает на север от Мерилбон Роуд, где расположен известный музей восковых фигур мадам Тюссо.

2.3. Музей в наши дни.

Возможно, лучший на планете, музей восковых фигур - более 1000 (в настоящее время) фигур выдающихся деятелей политики, искусства, выдающихся полководцев и великих ученых. Звуки, запахи и двигающиеся фигуры создают дополнительные ощущения. При посещении этого музея есть возможность сделать просто потрясающие фотоснимки. Статуи Наполеона и Робеспьера были лично вылеплены мадам Тюссо с живых оригиналов, когда искусство фотографии вообще было не известно. После осмотра основной экспозиции попадаешь Chamber of Horrors - "палату ужасов", где представлены различные наказания и преступления в истории Англии. Особенно впечатлительным людям со слабой психикой посещать эти комнаты не рекомендуют.
Учитывая оригинальность воскового состава, его долговечность (при хранении фигуры в температурном диапазоне от -50 до +50 градусов С) стоимость фигуры достигает 3.000 у.е. и зависит от позы, количества одежды (чем больше открытых участков тела, тем дороже), аксессуаров фигуры, прически. Последнее, в основном, определяет и сроки изготовления: от 2 до 6 месяцев. Сегодня в нескольких городах мира открыты выставки, филиалы музея мадам Тюссо. В 1970 году такой филиал был открыт в Амстердаме.

3. Заключение.

Узнав историю создания музея, я пришла к выводу, что такие достопримечательности интересны в наши дни своей необычностью, красотой, таинственностью и величеством. Такие выставки открыты и в городах России - Москве, Санк-Петербурге.
С недавних пор посетить такие выставки можем и мы. В последние годы несколько экспонатов можно было увидеть у нас в городе.
Коллекция музея Мадам Тюссо шла и идет в ногу с жизнью общества, запечатлевая личности и моменты прошлого.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что она будет использоваться на уроках английского языка, потому что мы изучаем тему: "Великобритания", а это дополнительный материал к ней.

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия. М.: "Просвещение", 2001 г.
  2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 т. Зарубежные страны. М.: "Просвещение", 2001 г.
  3. Лондон. Прогулка по городу. Лондон: "Thomas Benaccl Ltd", 1999 г.
  4. Петеркин С.А. "Достопримечательности Великобритании". Киев: "Мир", 2003 год.